ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»
/Открытый урок/
Цели:
Обучающая: - обеспечить условия для развития внимательности,
наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных
процессов, явлений и фактов
Развивающая: - развитие речи и образного мышления, коммуникативных качеств через применение средств театральной педагогики;
- формирование интереса к исследовательской деятельности
Воспитательная: - создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к
исследовательской деятельности;
- обеспечить высокую творческую активность при решении
учебных задач
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока:
I. Организационный момент
Психологический настрой.
- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. И подобно этим каплям, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.
Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение.
- Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём урок.
II. Актуализация знаний
«Минутка» календаря
Ребята, а сегодня по дороге в школу, вы наблюдали мир?
1. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением
поздней осени?
2. Как они отразились на живой природе?
3. Поясните, с чем связаны эти изменения?
- Почему происходит изменение времён года? (это связано с вращением Земли вокруг Солнца)
- Только ли вокруг Солнца вращается Земля? (нет, вокруг своей оси)
- В каком направлении вращается Земля? (против часовой стрелки)
Покажите, как вы себе представляете вращение Земли вокруг своей оси.
- Что при этом происходит на Земле? (смена дня и ночи)
Исследования проводились ещё с древних времён. Одним из вопросов, который очень волновал людей - это форма Земли.
- Как вы думаете, люди всегда знали, что Земля шарообразная и вращается вокруг своей оси и Солнца?
- Как люди представляли раньше Землю? СЛАЙД
У каждого народа были свои представления о Земле.
III. Постановка темы и целей урока.
Исходя из того о чём мы с вами говорили, попробуйте догадаться, о чём будет идти речь на уроке?
Первые представления людей.
Какая Земля.
Как раньше люди представляли землю?
Тема сегодняшнего урока: «Первые шаги в изучении природы». СЛАЙД
Сегодня мы поговорим о том, как человек постигал тайны природы.
- Опираясь на тему нашего урока, определите цель.
ЦЕЛИ УРОКА.
Узнать первые представления людей в изучении природы.
Закрепить знания о форме земли.
-определить пути изучения природы древними людьми; СЛАЙД
-обобщить знания о доказательствах шарообразности Земли.
IV. Изучение нового материала
Ребята, а вы на уроках окружающего мира как изучаете мир вокруг вас?
-Если у вас возникают вопросы, где вы находите ответы?
-Сегодня вам тоже предстоит находить информацию в учебнике, делать предположения, проверять их, т.е. учится быть исследователями природы. Как это получится, проверим в конце урока.
Первые сведения о Земле люди приобрели ещё в древнейшие времена. Тогда не было никаких технических средств и для людей многое было не понятно, а неизвестность пугала их.
- Как вы думаете, к кому они могли обратиться за объяснением?
Многое чего люди не понимали они называли колдовством.
- Так к кому же они обращались? (колдунам, люди которые много знали)
- А чем занимались колдуны в племени?
Найдите в тексте ответ на вопрос и зачитайте. (стр.75-76) СЛАЙД
Колдун должен был знать повадки животных и места их обитания. Чтобы лечить, он должен был знать свойства трав и минералов и хотя бы в общих чертах оказывать необходимую помощь больным и раненым.
И сейчас среди нас живут люди, которых в древние времена назвали бы колдунами.
- Как вы думаете это люди, каких профессий? (врач и учёный)
- Скажите, а чем занимались учёные? (исследованиями, наблюдали, ставили опыты и т. д.)
Богатое научное наследие оставили нам первые древние государства.
В Греции жил знаменитый учёный Аристотель. СЛАЙД Он долго сопоставлял факты и обратил внимание на одну особенность.
Какую? Попробуйте догадаться сами. Посмотрим на экран.
Он проделал огромную работу. Вот к какому выводу он пришел:
Земля – это шар.
Давайте выясним, какие факты в доказательство привел Аристотель.
А для этого мы воспользуемся учебником.
Факт 1
Аристотель задался вопросом:
-Почему парус корабля, который плывет к гавани, не виден весь сразу, а появляется постепенно?
- К какому выводу он пришёл? (есть изгиб незаметный человеческому глазу и земля не является плоской)
Факт 2
Аристотеля заинтересовал еще один вопрос:
-Почему во время лунных затмений край тени Земли, надвигающийся на Луну, всегда бывает дугообразным? СЛАЙД
-Какой предмет может дать круглую тень?
Такую тень может давать только круглый предмет.
-К какому выводу пришел Аристотель?
Земля – это шар.
ФИЗМИНУТКА.
Но много лет эти факты были лишь предположениями. Намного позже люди окончательно убедились, что Земля шарообразно.
- А кто доказал, что Земля круглая?
Фернан Магеллан - это знаменитый мореплаватель. СЛАЙД Его экспедиция вышла из порта и двигалась постоянным курсом - на закат Солнца и вернулась в тот же порт. Тем самым доказав, что Земля имеет шарообразную форму.
Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники. Так было всегда.
В той же стране жил ещё один учёный и изобретатель Архимед, который провёл немало исследований и сделал много открытий.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. СЛАЙД ВИНТ
Давайте поговорим об открытиях в области техники.
Как вы думаете, что изобрёл великий Архимед?
Да, действительно он изобрёл винт для подъема воды из водоёма на сушу.
Используется ли в современных механизмах архимедов винт? СЛАЙД
Да, используется, в хлебоуборочных маинах.
Чтобы систематизировать свои знания, полученные на уроке, мы с вами составим интеллект карту
Самостоятельно составляют карту. СЛАЙД
Проверка на доске.
V. Итог
Аристотель, Архимед, Магеллан, что объединяет этих людей? (они умели наблюдать и делать открытия, а так же наблюдали за природой)
Своими открытиями они внесли огромный вклад в развитие науки.
Давайте подведём итог. Проведём тест.
Работа в парах. (взаимопроверка)
В природе много того, чего человек еще не в силах понять, но очень хочет этого. И шаг за шагом постигает тайны природы.
Может быть, впереди человечество ждет столько открытий, что знания, которые мы имеем, можно назвать первыми шагами в изучении природы.
-Ребята, поднимите руку те, кто считает, что на уроке он учился быть исследователем. А достигли ли мы целей урока?
Мы на уроке : определили пути изучения природы древними людьми;
-закрепили знания о доказательствах шарообразности Земли.
Спасибо за урок.