">

Добро пожаловать на мой сайт!

Сайт будет интересен не только учителям начальных классов, но и родителям и детям.
Ребята могут заглянуть на страницы, интересные для них - УГОЛОК КЛАССА и УЧЕНИКАМ!
Родители смогут найти полезную информацию на странице ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Коллеги! Я буду рада поделиться с вами своими наработками как учитель, классный руководитель.
Я буду  благодарна, если Вы оставите свои комментарии, пожелания и предложения в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ!

ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»

/Открытый урок/

Цели:

  Обучающая: - обеспечить условия для развития внимательности,

наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных

процессов, явлений и фактов

  Развивающая: - развитие речи и образного мышления, коммуникативных качеств через применение средств театральной педагогики;

- формирование интереса к исследовательской деятельности

  Воспитательная: - создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к

исследовательской деятельности;

- обеспечить высокую творческую активность при решении

учебных задач

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока:

I. Организационный момент

Психологический настрой.

- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.  И  подобно этим каплям, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.

Улыбка может согреть других своим  теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение.  

- Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём урок.

II. Актуализация знаний

«Минутка» календаря

Ребята, а сегодня по дороге в школу, вы наблюдали мир?

1. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением

поздней осени?

2. Как они отразились на живой природе?

3. Поясните, с чем связаны эти изменения?

- Почему происходит изменение времён года? (это связано с вращением Земли вокруг Солнца)

- Только ли вокруг Солнца вращается Земля? (нет, вокруг своей оси)

- В каком направлении вращается Земля? (против часовой стрелки)

Покажите, как вы себе представляете вращение Земли вокруг своей оси.

- Что при этом происходит на Земле? (смена дня и ночи)

        Исследования проводились ещё с древних времён. Одним из вопросов, который очень волновал людей - это форма Земли.

- Как вы думаете, люди всегда знали, что Земля шарообразная и вращается вокруг своей оси и Солнца?

- Как люди представляли раньше Землю?  СЛАЙД

У каждого народа были свои представления о Земле.

III. Постановка темы и целей урока.

Исходя из того о чём мы с вами говорили, попробуйте догадаться, о чём будет идти речь на уроке?

Первые представления людей.

Какая Земля.

Как раньше люди  представляли землю?

Тема сегодняшнего урока: «Первые шаги в изучении природы».    СЛАЙД

Сегодня мы поговорим о том, как человек постигал тайны природы.

- Опираясь на тему нашего урока, определите цель.

ЦЕЛИ  УРОКА.

Узнать первые представления людей в изучении природы.

Закрепить знания о форме земли.                

 -определить пути изучения природы древними людьми;           СЛАЙД

-обобщить знания о доказательствах шарообразности Земли.

IV. Изучение нового материала

Ребята, а вы на уроках окружающего мира как изучаете мир вокруг вас?

-Если  у вас возникают вопросы, где вы находите ответы?

-Сегодня вам тоже предстоит находить информацию в учебнике, делать предположения, проверять их, т.е. учится быть исследователями природы. Как это получится, проверим в конце урока.

        Первые сведения о Земле люди приобрели ещё в древнейшие времена. Тогда не было никаких технических средств и для людей многое было не понятно, а неизвестность пугала их.

- Как вы думаете, к кому они могли обратиться за объяснением?

Многое чего люди не понимали они называли колдовством.

- Так к кому же они обращались? (колдунам, люди которые много знали)

- А чем занимались колдуны в племени?

Найдите в тексте ответ на вопрос и зачитайте. (стр.75-76)     СЛАЙД

 Колдун должен был знать повадки животных и места их обитания. Чтобы лечить, он должен был знать свойства трав и минералов и хотя бы в общих чертах оказывать необходимую помощь больным и раненым.

  И сейчас среди нас живут люди, которых в древние времена назвали бы колдунами.

- Как вы думаете это люди, каких профессий? (врач и учёный)

- Скажите, а чем занимались учёные? (исследованиями, наблюдали, ставили опыты и т. д.)

Богатое научное наследие оставили нам первые древние государства.

  В Греции жил знаменитый учёный Аристотель. СЛАЙД  Он  долго сопоставлял факты и обратил внимание на одну особенность.

Какую? Попробуйте догадаться сами. Посмотрим на экран.

 Он проделал  огромную работу. Вот  к какому выводу он пришел: 

Земля – это шар.

Давайте  выясним,  какие факты в доказательство привел  Аристотель.

А для этого мы воспользуемся учебником.

Факт 1

Аристотель задался вопросом:

-Почему парус корабля, который плывет к  гавани, не виден весь сразу, а появляется постепенно?    

    - К какому выводу он пришёл? (есть изгиб незаметный человеческому глазу и земля не является плоской)

Факт 2

Аристотеля заинтересовал еще один вопрос:

-Почему во время лунных затмений край тени Земли, надвигающийся на Луну, всегда бывает дугообразным?   СЛАЙД

-Какой предмет может дать круглую тень?

Такую тень может давать только круглый предмет.

-К какому выводу пришел Аристотель?

Земля – это шар.

ФИЗМИНУТКА.

       Но много лет эти факты были лишь предположениями.  Намного позже люди окончательно убедились, что Земля шарообразно.

- А кто доказал, что Земля круглая?

       Фернан  Магеллан - это знаменитый мореплаватель.  СЛАЙД Его экспедиция вышла из порта и двигалась постоянным курсом - на закат Солнца и вернулась в тот же порт. Тем самым доказав, что Земля имеет шарообразную форму.

         Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники. Так было всегда.

 В той же стране  жил ещё один учёный и изобретатель Архимед, который провёл немало исследований и сделал много открытий.

  Посмотрите, пожалуйста, на экран.  СЛАЙД  ВИНТ

Давайте поговорим об открытиях в области техники.

 Как вы думаете, что изобрёл великий Архимед?

Да, действительно он изобрёл винт для подъема воды из водоёма на сушу.

Используется ли в современных механизмах  архимедов винт? СЛАЙД

Да, используется, в хлебоуборочных маинах.

Чтобы систематизировать свои знания, полученные на уроке, мы с вами составим интеллект карту

Самостоятельно составляют карту.   СЛАЙД

Проверка на доске.

V. Итог

Аристотель, Архимед, Магеллан, что объединяет этих людей? (они умели наблюдать и делать открытия, а так же наблюдали за природой)

Своими открытиями они внесли огромный вклад в развитие науки.

Давайте подведём итог. Проведём тест.

Работа в парах.  (взаимопроверка)

      В природе много того, чего человек еще не в силах понять, но очень хочет этого. И шаг за шагом постигает  тайны природы.

 Может быть, впереди человечество ждет столько открытий, что знания, которые мы имеем, можно назвать первыми шагами  в изучении природы.

-Ребята, поднимите руку те, кто считает, что на уроке он учился быть исследователем.  А достигли ли мы целей урока?

Мы на уроке : определили пути изучения природы древними людьми;          

-закрепили знания  о доказательствах шарообразности Земли. 

Спасибо за урок.